Любое малое или крупное предприятие выбирает собственную стратегию поведения на рынке товаров или услуг. В зависимости от поставленных целей и способов планирования деятельности все предприятия можно условно подразделить на несколько групп. 
Коммутанты
Стратегия этой группы присуща в основном небольшим компаниям или фирмам-«середничкам», ориентированным на потребителей местного (локального) рынка. Согласно принятой классификации, их называют «серыми мышами». Их тактика достаточно распространена в России – коммутантам свойственно подражание крупным компаниям, то есть фактически они занимаются изготовлением легализованных копий продукции известных производителей. 
Их лозунг можно определить следующей фразой: «Вы платите нам за то, что мы можем решить именно эту проблему». Таким образом имитируется индивидуализация небольших по объему или краткосрочных нужд. Естественно, такое предприятие не обладает нужной специализацией и мало приспособлено к производству действительно уникальных изделий. Потребительская ценность товара или оказываемой услуги заключается именно в быстром решении возникшей у клиента проблемы за определенную (чаще всего небольшую плату). Повышенная гибкость такой категории исполнителей помогает им удерживать собственные позиции на небольшом участке рынка. 
Патиенты
Патиентами могут стать любые компании – крупные, средние или мелкие. Они выбирают самую узкую нишу рынка и специализируются на производстве «штучных» товаров или оказании уникальных услуг. Основная цель такой стратегии – удовлетворить капризы обеспеченных потребителей с помощью уникальных и высококачественных товаров. 
Потребности их клиентов формируются под действием новейших течений моды, рекламного воздействия и пр. Девизом фирм-патиентов становится фраза: «Дорого, но хорошо». За стремление избегать прямой и открытой конкуренции с другими производителями эти компании называют «хитрыми лисами». 
Российские производители зачастую не имеют возможности бороться с мощными корпорациями, работающими в данной нише, и поэтому стремятся лишь подыскивать еще не занятые сегменты. Патиенты очень сильно зависят от колебаний рынка, и это является их основной слабой стороной. Существует также опасность поглощения предприятия более сильными виолентами (крупными компаниями, производящими продукцию для массового потребителя).
Эксплеренты
Небольшие фирмы-новаторы, объединяющиеся в альянс с крупными производителями для продвижения на рынок новинок, называют эксплерентами. Эти «первые ласточки» бизнеса владеют зачастую только «интеллектуальными ресурсами», то есть знаниями. Могут заниматься созданием как принципиально новых товаров, так и радикальным преобразованием уже известной продукции. 
Не имея материальной возможности для продвижения своих экспериментальных образцов, они вынуждены обращаться за помощью к акулам бизнеса. В свое время такими первопроходцами являлись компании Apple (компьютеры), Genentech (фармацевтический бизнес) и др. 
Их девиз: «Дешевле и лучше, но если получится». Но для выживания эксплерентам приходится идти на серьезное снижение стоимости неизвестных покупателям товаров или услуг. При этом качество новинок должно оставаться на высшем уровне. В случае помощи такие фирмы начинают стремительное развитие и превращаются в крупных виолентов. При отсутствии поддержки могут вытесняться или перепродавать патенты.