Любое малое или крупное предприятие выбирает собственную стратегию поведения на рынке товаров или услуг. В зависимости от поставленных целей и способов планирования деятельности все предприятия можно условно подразделить на несколько групп.
Коммутанты
Стратегия этой группы присуща в основном небольшим компаниям или фирмам-"середничкам", ориентированным на потребителей местного (локального) рынка. Согласно принятой классификации, их называют "серыми мышами". Их тактика достаточно распространена в России - коммутантам свойственно подражание крупным компаниям, то есть фактически они занимаются изготовлением легализованных копий продукции известных производителей.
Их лозунг можно определить следующей фразой: "Вы платите нам за то, что мы можем решить именно эту проблему". Таким образом имитируется индивидуализация небольших по объему или краткосрочных нужд. Естественно, такое предприятие не обладает нужной специализацией и мало приспособлено к производству действительно уникальных изделий. Потребительская ценность товара или оказываемой услуги заключается именно в быстром решении возникшей у клиента проблемы за определенную (чаще всего небольшую плату). Повышенная гибкость такой категории исполнителей помогает им удерживать собственные позиции на небольшом участке рынка.
Патиенты
Патиентами могут стать любые компании - крупные, средние или мелкие. Они выбирают самую узкую нишу рынка и специализируются на производстве "штучных" товаров или оказании уникальных услуг. Основная цель такой стратегии - удовлетворить капризы обеспеченных потребителей с помощью уникальных и высококачественных товаров.
Потребности их клиентов формируются под действием новейших течений моды, рекламного воздействия и пр. Девизом фирм-патиентов становится фраза: "Дорого, но хорошо". За стремление избегать прямой и открытой конкуренции с другими производителями эти компании называют "хитрыми лисами".
Российские производители зачастую не имеют возможности бороться с мощными корпорациями, работающими в данной нише, и поэтому стремятся лишь подыскивать еще не занятые сегменты. Патиенты очень сильно зависят от колебаний рынка, и это является их основной слабой стороной. Существует также опасность поглощения предприятия более сильными виолентами (крупными компаниями, производящими продукцию для массового потребителя).
Эксплеренты
Небольшие фирмы-новаторы, объединяющиеся в альянс с крупными производителями для продвижения на рынок новинок, называют эксплерентами. Эти "первые ласточки" бизнеса владеют зачастую только "интеллектуальными ресурсами", то есть знаниями. Могут заниматься созданием как принципиально новых товаров, так и радикальным преобразованием уже известной продукции.
Не имея материальной возможности для продвижения своих экспериментальных образцов, они вынуждены обращаться за помощью к акулам бизнеса. В свое время такими первопроходцами являлись компании Apple (компьютеры), Genentech (фармацевтический бизнес) и др.
Их девиз: "Дешевле и лучше, но если получится". Но для выживания эксплерентам приходится идти на серьезное снижение стоимости неизвестных покупателям товаров или услуг. При этом качество новинок должно оставаться на высшем уровне. В случае помощи такие фирмы начинают стремительное развитие и превращаются в крупных виолентов. При отсутствии поддержки могут вытесняться или перепродавать патенты.